Обновлено:10:32:48 AM GMT

Лента:
Вы здесь: Публикации Сообщения для печати, статьи и репортажи Выступление Министра иностранных дел Анголы Жоао Бернарду ди Миранда на 59-ой Сессии Генеральной Ассамблеи ООН (25 сентября 2004 года)
 
Посольство Республики Ангола в России
 
Angola

Выступление Министра иностранных дел Анголы Жоао Бернарду ди Миранда на 59-ой Сессии Генеральной Ассамблеи ООН (25 сентября 2004 года)

Печать
Ваше Превосходительство, господин Генеральный секретарь ООН! Нам доставляет огромную радость тот факт, что вы председательствуете на этой, 59-ой, сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций.

Поэтому в начале своего выступления я хочу от имени правительства нашей страны и от себя лично горячо поздравить вас с избранием на эту должность.

Чувство глубокого удовлетворения, которое мы испытываем, основано на высокой оценке вашей страны со стороны ангольского народа, на тесных узах дружбы и братства, связывающих наши народы. Я хочу также поблагодарить вашего предшественника за энергичную работу, проделанную им в течение срока его полномочий.

В момент, когда мир сталкивается с ужасными проявлениями насилия, с бедностью и голодом, на членов Генеральной Ассамблеи ложится, как и прежде, высокая ответственность в плане оценки осуществления принятых ею решений и поиска путей решения проблем, которые затрагивают жизнь миллионов людей и не могут быть решены иначе как через механизмы международного сотрудничества.

Организация Объединенных Наций должна оставаться основным механизмом, посредством которого государства могут дать адекватный ответ на современные вызовы международного характера, представляющие угрозу миру и безопасности, такие как терроризм, голод и бедность, нарушения прав человека, лишающие миллионы людей основных свобод, ухудшение состояния окружающей среды, международная организованная преступность, в том числе торговля наркотиками, а также распространение СПИДа.

Трудности, с которыми ООН споткнулась в последнее время при урегулировании ситуаций, серьезно сказавшихся на системе международной безопасность, выявили слабые места в ее структуре и деятельности.

ООН нуждается в безотлагательном проведении реформ, призванных привести ее в соответствие с требованиями и вызовами современной эпохи, характерной чертой которой является процесс глобализации.

Основные органы ООН нуждаются в дальнейшей демократизации с тем, чтобы они на деле выражали волю большинства членов Организации.

Необходимо расширить оба состава Совета Безопасности ООН на основе принципа географического равновесия, с учетом современного положения дел в мире.

На протяжении последних пятидесяти лет человечество добилось существенного прогресса в области науки и техники, в экономическом развитии, в сфере медицины, что позволило улучшить условия жизни людей, способствовало увеличению продолжительности жизни широких слоев населения во всем мире, росту материального и даже духовного богатства.

Вместе с тем, в то время как отдельные страны и континенты пользуются этими достижениями человечества, другие остаются на обочине прогресса, или, выражаясь иначе, прозябают в условиях экономической отсталости, при этом значительная часть населения этих стран живет за чертой бедности.

По-прежнему остаются лишь мечтой надежды этих народов на построение мира, основанного на социальной справедливости, на полное осуществление своих экономических и социальных прав.

И в самом деле, число бедных не перестает увеличиваться. С 1990 года оно выросло в странах Черной Африки, на юге Азии, в Латинской Америке и странах Карибского бассейна.

На состоявшейся недавно встрече на высшем уровне, посвященной вопросам борьбы с голодом и бедностью, организованной по инициативе президента Бразилии Лула да Силва, мировые лидеры говорили о драматическом положении миллиардов людей, главным образом жителей развивающихся стран, умирающих от голода и болезней, которые могли бы быть предотвращены путем проведения профилактических мер.

Наша совесть не может примириться с таким положением, и поэтому необходимо безотлагательно сделать вопрос искоренения голода и бедности одним из приоритетных направлений деятельности государств и ООН. Нынешнее драматическое положение можно быстро исправить, если правительства развивающихся стран будут более активно заниматься решением этих вопросов, а правительства богатых стран проявят немного больше политической воли.

С другой стороны, ограничение свободы торговли являются одной из причин ухудшения условий жизни населения некоторых стран, являющихся объектом несправедливых дискриминационных экономических мер. Примером того может служить Республика Куба. Подобные меры являются прямым нарушением нравственных и гуманитарных принципов.

Несмотря на усилия, предпринятые многими развивающимися странами в направлении улучшения экономических показателей и повышения уровня благосостояния населения, практические результаты по-прежнему далеки от того, чтобы соответствовать надеждам на достижение устойчивого развития. Такое положение частично обусловлено тем фактом, что развивающимся странам навязывается политика, не соответствующая реалиям, сложившимся в данных странах.

Отдельные организации и государства оказывают давление на развивающиеся страны с тем, чтобы принудить их к следованию курсом, которого промышленно развитые страны придерживались в эпоху своего экономического подъема. Они пытаются убедить развивающиеся страны в том, что только так те смогут быстрее решить задачи развития, поскольку имеют преимущество в том смысле, что могут применять опыт, который в прошлом уже дал положительные результаты.

Такого рода рецепты отнюдь не соответствуют потребностям развития бедных стран. Ущербность этих рекомендаций состоит в том, что в них мало внимания уделяется вопросам повышения эффективности национальных органов управления на местном и общегосударственном уровнях, которые как раз и призваны обеспечить осуществленее планов развития.

Нравственная обязанность богатых стран состоит в том, чтобы развивать дух партнерства, а не неравенства и зависимости, и тем самым способствовать прогрессу развивающихся стран и укреплению национальных институтов, способных обеспечить вхождение этих стран в мировую экономику.

Нынешнее неравенство между богатым Севером и бедным Югом возникло не по вине последнего. Процесс обогащения промышленно развитого мира происходил за счет обнищания так называемого третьего мира, за счет безудержной эксплуатации его природных богатств, его трудовых ресурсов, за счет навязывания ему системы оккупации и господства.

Наши страны и народы и поныне испытывают на себе тяжкие последствия прежней политики эксплуатации и порабощения, которая в некоторых случаях усугублялась внутренними конфликтами, вспыхнувшими после окончания эпохи иностранного господства.

У нас сложилось отчетливое ощущение, что международные финансовые организации и богатые государства подчас намеренно затушевывают эти факты.

С нашей точки зрения, колебания в деле оказания помощи развивающимся странам являются неоправданными. Представляется, что некоторые из обычно выдвигаемых предварительных условий продиктованы скорее интересами политического характера, нежели императивами экономического развития.

Совсем недавно с этой трибуны мы обращались с призывом к международной общественности об оказании помощи и поддержки в восстановлении мира в Анголе. Мир наконец пришел на нашу землю и стал неопровержимым фактом. Успех мирного процесса в Анголе открыл новый этап, содержание которого заключается в создании политических предпосылок построения справедливого общества, основанного на принципах демократии, правового государства, толерантности, рыночной экономики и действенного гражданского общества.

Параллельно с проведением политических реформ, наше правительство осуществляет экономические преобразования, являющиеся важным фактором обеспечения политической и социальной стабильности.

Этот процесс мог идти гораздо быстрее, если бы положение не осложнялось многочисленностью сложнейших задач, которые наше правительство вынуждено решать одновременно.

В самом деле, наше правительство в одиночку вынуждено нести бремя национальной реконструкции. Речь идет о восстановлении социальных и производственных объектов, которые почти полностью были уничтожены в ходе вооруженного конфликта, о возращении к мирной жизни около ста тысяч бывших участников вооруженных группировок и членов их семей, о размещении и обустройстве более четырех миллионов вынужденно перемещенных лиц и более четырехсот тысяч беженцев, и это не считая не поддающихся подсчету усилий, предпринимаемых правительством в направлении борьбы с бедностью, которой поражена большая часть населения нашей страны.

Нерешительность в деле оказания финансовой помощи нашей стране со стороны международных донорских организаций, нежелающих принимать во внимание тот факт, что внутренний конфликт был долгим и разрушительным и поглотил значительную часть наших финансовых, людских и материальных ресурсов, может объясняться лишь отсутствием доброй воли и намерением увязать предоставление помощи с решением определенных политических задач.

Будучи миролюбивым и свободолюбивым государством, на протяжение долгих лет боровшимся за торжество принципов мира и свободы, Ангола выражает свою озабоченность в связи с нестабильным положением в Демократической Республике Конго, братской стране, с которой нас связывает протяженная граница.

Нас особенно потрясло известие о массовом убийстве гражданских лиц в лагере Гатумба.

Лица, которые совершили этот чудовищное преступление с целью эскалации насилия и срыва мирного процесса, должны предстать перед судом. Наряду с другими фактами этот случай показывает, что, несмотря на значительные успехи, мирный процесс в ДРК еще весьма уязвим.
Международное сообщество, и в первую очередь Совет Безопасности ООН и Африканский Союз, должны неослабно следить за тем, чтобы не допустить срыва мирного процесса в ДРК.

Региональные организации, соседние страны и все те, кто участвует в поисках прочного мира, должны работать согласованно и добиваться выполнения конголезскими сторонами принятых на себя обязательств в рамках переходного процесса.

Чрезвычайно важно, чтобы соседи ДРК подтвердили принятые на себя обязательства в плане уважения суверенитета и территориальной целостности ДРК и невмешательства во внутренние дела этой страны.
Переходное правительство ДРК нуждается в поддержке международного сообщества. Правительство нашей страны готово в меру своих возможностей оказывать необходимую помощь в деле укрепления мира и стабильности в этой стране.

Кризис в Дарфуре острой болью отозвался в сердцах людей во всем мире. Ангола поддерживает решение Генерального секретаря ООН о начале расследования этого дела. Мы надеемся, что власти Судана будут добросовестно сотрудничать с Африканским Союзом и Советом Безопасности ООН в вопросе установления прочного мира в этом регионе.
Ангола, в прошлом сама бывшая жертвой террора, не может оставаться безучастной перед лицом проявлений терроризма, где бы они ни происходили.

Террористические акты, свидетелями которых мы стали в последнее время, жестокость и беспощадность, с которыми они были осуществлены, не должны ослабить усилия, предпринимаемые мировым сообществом в борьбе против тех, кто их совершает. Напротив, следует более решительно изолировать террористические группировки и срывать их намерения.

Вместе с тем, нам представляется, что было бы небесполезно более серьезно задуматься о методах предотвращения терроризма и борьбы с ним. Так ли эффективны методы искоренения терроризма, которые использовались до сегодняшнего дня? Способна ли нынешняя система коллективной безопасности служить надежной защитой от натиска терроризма? Не станут ли более действенными ответные действия против терроризма, если они будут основаны на многосторонних усилиях, предпринимаемых в рамках Организации Объединенных Наций?

Благодарю за внимание!

Пресс-центр Посольства Анголы,
25.09.2004