Обновлено:08:25:23 AM GMT

Лента:
Вы здесь: Публикации Сообщения для печати, статьи и репортажи Песни, стихи и танцы войны и примирения
 
Посольство Республики Ангола в России
 
Angola

Песни, стихи и танцы войны и примирения

Печать
Политическое значение искусства на соседнем континенте ещё очевидней

Интервью с Послом Республики Ангола в России: российский журнал "Со-Общение",
декабрь 2004

Продолжая тему войны и боевых искусств, начатую в августовском номере, мы обращаемся к истории недавно закончившейся четвертьвековой гражданской войны в Анголе. Бывших горячих противников законной власти удалось включить в мирную жизнь. Что помогло МПЛА ' (Народному движению за освобождение Анголы) победить в борьбе? Как удалось затем достичь национального примирения? С этими вопросами мы обратились к герою гражданской войны, разведчику, генералу Роберту Леалу Рамушу Монтейру, сохранившему на нынешнем посту Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Ангола в России партизанский псевдоним «Нгонго». ТАНЕЦ, ПОСВЯЩЁННЫЙ ПРЕЗИДЕНТУ

Игорь Сид: – Если говорить о буднях войны: чем был заполнен досуг бойцов ангольской армии — в период войны за национальное освобождение и, позже, борьбы за консолидацию общества в уже независимой стране?

Посол Анголы: – Во время войны за независимость МПЛА придавала большое значение грамотности населения. Партизаны, бойцы национального освобождения были в основном неграмотными, и их время, свободное от подготовки и проведения боевых операций, организации своей военной базы, старались заполнить учёбой. О досуге могла идти речь только в вечерние часы, когда наступали сумерки.

Самым замечательным временем было полнолуние. Приходили издалека представители местного населения. Зажигались костры, и начинались танцы вокруг костра... Большую часть времени я провёл на востоке Анголы. И часто видел там, как исполнялись традиционные для тех мест танцы – макопу, чижангила. Они исполняются именно вокруг костра. Это были танцы, посвящённые борьбе, посвящённые президенту Агоштинью Нето, в них прославлялось великое дело национального освобождения.

– Танец, посвящённый лидеру, президенту страны - не слишком привычный для России, вообще для Европы язык политического высказывания! Политическое содержание, очевидно, было и у песен времён войны?

– На боевую подготовку и возвращаясь с боевых операций, солдаты всегда шли строем, с песнями, в которых рассказывали о своих достижениях, победах и подвигах. В текстах военных, маршевых песен (исполнявшихся, что важно, не на португальском — языке колонизаторов, а на исконных языках народов Анголы), прославлялись герои ангольского народа, великое дело борьбы за независимость, задача сохранить свою национальную культуру...

Ещё в партизанский период в армии возникали самодеятельные музыкальные группы. Аккомпанементом служили подручные средства или народные инструменты, выполненные руками умельцев. А с появлением регулярной армии в частях постоянно находились профессиональные музыкальные группы, чтобы к вечеру немного развлечь бойцов. Инструменты у них были уже не самодельные, а настоящие — гитары, барабаны. За их приобретение отвечали политорганы воинских частей. Главную роль в организации досуга солдат играл не командир, а комиссар. Именно политический руководитель, занимавшийся воспитанием, был душой посиделок вокруг костра.

Музыка играла огромную роль. Тексты песен, вдохновляющие к борьбе, составлялись для самых известных исполнителей. И малейшая возможность записать эту песню, переписать её слова, конечно, всегда использовалась. И именно это создало то единство, которое мы называем «единство армии и народа».

– Какие другие виды искусств были задействованы в армии?

– На базах, где было электричество, солдатам вечерами показывали кинофильмы — как правило, советские или кубинские. В основном это были фильмы о войне. И хотя они были на русском языке, их содержание нормально воспринималось без перевода. В своё время, в годы обучения военному делу в СССР, на базе «Перевальное» под Симферополем в Крыму смотрел замечательный героический фильм по Островскому «Как закалялась сталь». И до сих пор его помню и люблю. Ещё помнится фильм «Чапаев» о Гражданской войне в России...

Так к работе комиссара, который говорил бойцам о национальных ценностях, подключался опыт других народов по борьбе с империализмом и отстаиванию собственной независимости. В том числе и опыт советского, российского народа во время Гражданской и Второй мировой войн, борьба Кубы за независимость -примеры того, как другие народы мира, которые теперь живут мирно и свободно, должны были за эту свободу бороться.

– Вопрос, связанный с духовной силой воина... Что помогло МПЛА победить в борьбе?

– Прежде всего — идеология. Идеология МПЛА сыграла огромную роль. Очень важным идеологическим моментом было объяснить, что люди борются за единую страну, что их страна — это вся Ангола от Кабинды до Кунене, от северных границ до южных. Надо было объяснять, что солдату, скажем, из племени чокве недостаточно бороться только за освобождение той земли, где обитает его племя, что свобода достижима только тогда, когда борьба идёт за всю страну. Единству колонизатора противопоставлялось единство борцов за независимость.

Нельзя забывать и о таком важном элементе, как принцип интернационализма. Потому что без понимания этого принципа нельзя было объяснить бойцам, почему они, ангольцы, должны были бороться за свободу Зимбабве, за свободу Намибии... Почему они должны бороться против апартеида, который существует в ЮАР.

ГОЛОС ПОЭЗИИ

– Использовалась ли в пропагандистской работе стихи, поэзия?

– В первоначальный период своей борьбы, как я уже сказал, ангольский народ был в основном неграмотным. Поэтому поэзия имела большое влияние только на городскую молодёжь. Впервые в 50-е годы в городах стали появляться антологии поэзии, маленькие книжечки со стихами. Поэзия, безусловно, сформировала сознание многих представителей городского населения — мелкой буржуа¬зии, в том числе тех, кто впоследствии активно участвовал в борьбе за независимость и вошёл в число лидеров МПЛА. И они уже несли свои взгляды, свою идео¬логию в сельскую местность. Это была сильная идеология, идеология единства, легко воспринимавшаяся крестьянами. В то время как другие партии, возглавляемые представителями сельской буржуазии, с крестьянским менталитетом, отстаивали местнические, трайбалистские интересы. И они, естественно, не могли иметь такую повсеместную поддержку.


“«Шиш» многолик, как империализм”

Моя супруга, работавшая в образовании, рассказывала, что даже при обучении детей чтению использовались идеологические приёмы. Например, в португальском языке есть буква «шиш» (латинское «икс»). При разном положении в слове эта буква читается по разному: как «ш», «с» или «з». И учителя говорили детям, что эта буква, как империализм — проявляет себя по-разному. Тот ведь проявляет себя то как колониализм, то как неоколониализм. Ведёт себя как хамелеон. Так детей приучали к пониманию того, что империализм ведёт себя непостоянно, что он двулик, трёхлик, многолик... Была даже детская школьная песенка о том что «...«шиш», словно империализм, то такой, то сякой - принимает разные обличья!».

Влияние поэзии, в том числе стихов Агоштинью Нето (первого президента Анголы), Антониу Жасинту и других крупных поэтов осуществлялось через представителей интеллигенции в ходе борьбы за национальную независимость, по мере внедрения грамотности. Это и по сегодняшний день имеет большое значение для страны, потому что ни в какой другой стране Африки, во всяком случае, среди бывших португальских колоний, не изда¬ётся такое количество книг, как в Анголе.

О МИЛОСТИ К ПАДШИМ

– Ангольскому правительству удалось бескровным путём прекратить гражданскую войну и включить в мир¬ную жизнь бывших противников законной власти, инкорпорировав их в том числе в работу государственных структур и даже армии. Почему бойцы УНИТА не опасались наказания при сдаче властям? Как удалось их убедить?

– Гражданская война велась фактически между братьями. Между народами одной и той же страны. Несмотря на то, что УНИТА , как и ФНЛА , исповедовали идеологию трайбалистическую, тем не менее, в ходе гражданской войны для обеспечения своих стратегических задач они вели войну на всей террито¬рии Анголы, а не только там, где проживает то или иное племя. Фактически, гражданская война привела к созданию единой нации.


“В любой войне, что такое счастье мира,
лучше всего понимают всё-таки военные”

Гражданская война в Анголе была долгой и кровавой. И наступил момент, когда какая-то из сторон должна была предпринять что-то радикальное для решения проблемы, для примирения. У народа наступил уже предел усталости от конфликта. Когда между двумя основными сторонами конфликта сложился паритет, международное сообщество попыталось вмешаться и с помощью своих структур установить мир. Попытка не удалась, и братоубийственная война продолжилась.

И здесь нужно сказать о роли президента страны Жозе Эдуарду душ Сантуша. Потому что после смерти лидера УНИТА Жонаша Савимби многие в вооружённых силах, в ФАПЛА , были готовы к борьбе до конца. Силы оппозиции, продолжавшей вести борьбу, были истощены, и покончить с ней было очень просто. Но Жозе Эдуарду дал команду войскам прекратить боевые действия и возобновить мирные переговоры. И другая сторона поняла этот жест и правильно восприняла его.

И поскольку руководство новой ангольской армии (ФАА) в большинстве своём стояло на позициях, принятых ранее в ФАПЛА, то полное подчинение политическому руководству, политическому лидеру, считалось само собой разумеющимся — если президент, как главнокомандующий, приказал остановить боевые действия, армия приняла это решение к исполнению, и никто не посмел нагнетать атмосферу. Представители УНИТА, сидевшие где-то в тёплых местах, подняли крик на весь мир. Но унитовцы, воевавшие в джунглях, на чью долю выпало очень много страданий, и которые понимали, что с ними можно было бы без труда покончить в любой момент, оценили этот шаг. И поэтому войска, армии побратались.

И вообще, в войне, в любой войне, что такое счастье мира, лучше всего понимают всё-таки военные. Так что к соглашению пришли очень легко. Договор о взаимопонимании был подписан между военными — именно между представителями двух армий, а не между политическими силами.*

Беседовал Игорь Сид

Бюллетень 'ANGOFLASH',
Пресс-центр Посольства Анголы,
04.04.2005